Рассказываю, как работать с гневом в когнитивно-поведенческой психотерапии. Довольно подробные терапевтические подходы есть и в ACT, и в DBT, у Бека, один из самых используемых — это протокол Кассинова и Тафрейта, но в целом всё очень схоже.

Здесь будет что-то вроде краткого сводного руководства, как лично я понимаю суть работы с гневом в КПТ.

TL;DR / В протоколе КПТ для работы с гневом должны быть:

1. Работа с мотивацией

Последствия от гнева бывают не столь очевидны, порой воспринимаются как влияние, сила — так зачем от них избавляться?

Если вчера из-за моей гневной выходки дома был скандал, и мне было стыдно, то сегодня мне уже не так стыдно, мои близкие вроде тоже сегодня не особо переживают, зачем ходить к психологу, если уже все нормально?

Когда я злюсь на подчиненных, ору и кидаю на пол чашки, подчиненные пугаются, лучше работают и не ведут интриги. Это мое преимущество среди других руководителей в нашей компании — с чего бы мне избавляться от этого? Я стану слабее.

Работа с мотивацией включает:

  • составление За и Против работы с гневом;
  • составление За и Против поведения, связанного с гневом;
  • обсуждение последствий гнева: для здоровья, для отношений, для жизни;
  • берет ли клиент ответственность за изменения, хотя бы за какие-нибудь;
  • соотнесение с ценностями клиента;
  • и прочие известные техники для работы с мотивацией.

Подписчики канала “Обсессия&Инсайт” уже получили более подробную шпаргалку по мотивации и описания 15-ти мотивационных техник. 🙂 Присоединяйтесь.

2. Осознание проявлений гнева

Гнев проявляется в разных формах: телесно, когнитивно, эмоционально и поведенчески. Многие и не знают, что когда они, например, суетятся — это уже раздражение, начальная стадия гнева.



Методы работы:

Если научиться распознавать свои индивидуальные симптомы гнева, то повышаешь шанс повлиять на гнев и его последствия.

На этом же этапе должна быть работа с физиологическими проявлениями гнева: учим клиента управлять нервным возбуждением любыми известными способами. Например, прогрессивно-мышечная релаксация, охлаждение, выдувание пара и пр.

3. Психопросвещение

Рассказываем и опровергаем:

  • мифы о гневе, например, насколько на самом деле эффективно или нет бить подушку;
  • показываем шкалы проявлений гнева, например, термометр гнева;
  • рассказываем о реакции “бей-беги” и как она проявляется в мыслях и телесно;
  • объясняем различия между гневом, агрессией, враждебностью и пр.;
  • о разнице между руминациями, суждениями, обвинениями, а также их вклад в поддержание “костра гнева”;
  • о когнитивных искажениях, актуально будет о черно-белом мышлении;
  • чтение, конечно же, например, Сапольски “Психология стресса”;
  • остальное по потребностям клиента

4. Работа с мыслями и убеждениями о гневе

На этом этапе выявляем автоматические мысли и убеждения о гневе.

Автоматические мысли собираем в кучку и реструктуризируем доступными способами, например, сократовским диалогом. Мысли-разрешения “Щас как дам” и пр. оспариваем. Обнаруженные копинг-стратегии исследуем как “за и против”.

👉 🔗 Мысли в гневе: как с ними справиться

Среди убеждений о гневе будут и позитивные убеждения:

  • “Плохие люди достойны наказания”;
  • “Уязви другого, пока он не уязвил тебя” и тому подобное

Они являются важными мишенями, потому что поддерживают гневные циклы.

5. Развитие требуемых навыков

Это решается индивидуально: кому-то нужно научиться решать проблемы, кому-то — восстановить отношения.

Типичные необходимые навыки:

  • решение проблем;
  • восстановление отношений;
  • майндфулнес;
  • справляться с чрезмерно сильными чувствами вины и стыда, навыки регуляции эмоций в принципе;
  • налаживание режима дня, сна, труда и отдыха;
  • обучение основам заботы о себе и своем теле;
  • навыки межличностной эффективности: я-сообщенияDEARMANкорректное выражение гнева и пр.

6. Экспозиция и поведенческие эксперименты

Универсальные рекомендации по поведенческим экспериментам:

  • Попробовать, как сработает Я-сообщение;
  • Применить навык “Делай наоборот”;
  • Попробовать выйти из ситуации и охладиться;
  • Применить любой другой упомянутый навык;
  • Слушать, как психолог рассуждает на “опасную”, холиварную тему и не реагировать; или реагировать посредством применения любого навыка;
  • Завести разговор с другом на “опасную” тему и применить навык.

🔗 Что такое экспозиция в КПТ

7. Предотвращение рецидивов

Типичный окончательный блок для редкой птицы, которая долетит до середины Днепра 😄

Обычно я включаю в этот блок:

  • чем рецидив отличается от временного отката и как не превратить откат в полноразмерный рецидив (lapse vs relapse);
  • рефлексию по поводу прошедшей терапии;
  • составление списка всего того, что помогло, и что мешало в процессе;
  • список техник и навыков;
  • внесение в календарь напоминаний, когда клиент будет заниматься своей собственной психотерапией;
  • договоренности по поводу бустерных сессий.

Photo by Sincerely Media on Unsplash

Поделиться: