Рассказываю, как работать с гневом в когнитивно-поведенческой психотерапии. Довольно подробные терапевтические подходы есть и в ACT, и в DBT, у Бека, один из самых используемых — это протокол Кассинова и Тафрейта, но в целом всё очень схоже.
Здесь будет что-то вроде краткого сводного руководства, как лично я понимаю суть работы с гневом в КПТ.
TL;DR / В протоколе КПТ для работы с гневом должны быть:
1. Работа с мотивацией
Последствия от гнева бывают не столь очевидны, порой воспринимаются как влияние, сила — так зачем от них избавляться?
Если вчера из-за моей гневной выходки дома был скандал, и мне было стыдно, то сегодня мне уже не так стыдно, мои близкие вроде тоже сегодня не особо переживают, зачем ходить к психологу, если уже все нормально?
Когда я злюсь на подчиненных, ору и кидаю на пол чашки, подчиненные пугаются, лучше работают и не ведут интриги. Это мое преимущество среди других руководителей в нашей компании — с чего бы мне избавляться от этого? Я стану слабее.
Работа с мотивацией включает:
- составление За и Против работы с гневом;
- составление За и Против поведения, связанного с гневом;
- обсуждение последствий гнева: для здоровья, для отношений, для жизни;
- берет ли клиент ответственность за изменения, хотя бы за какие-нибудь;
- соотнесение с ценностями клиента;
- и прочие известные техники для работы с мотивацией.
Подписчики канала “Обсессия&Инсайт” уже получили более подробную шпаргалку по мотивации и описания 15-ти мотивационных техник. 🙂 Присоединяйтесь.
2. Осознание проявлений гнева
Гнев проявляется в разных формах: телесно, когнитивно, эмоционально и поведенчески. Многие и не знают, что когда они, например, суетятся — это уже раздражение, начальная стадия гнева.
Методы работы:
- ведение дневников и обсуждение;
- домашнее задание по мониторингу вживую;
- анализ предыдущих эпизодов гнева;
- тесты;
- буклеты с перечислением симптомов гнева
Если научиться распознавать свои индивидуальные симптомы гнева, то повышаешь шанс повлиять на гнев и его последствия.
На этом же этапе должна быть работа с физиологическими проявлениями гнева: учим клиента управлять нервным возбуждением любыми известными способами. Например, прогрессивно-мышечная релаксация, охлаждение, выдувание пара и пр.
3. Психопросвещение
Рассказываем и опровергаем:
- мифы о гневе, например, насколько на самом деле эффективно или нет бить подушку;
- показываем шкалы проявлений гнева, например, термометр гнева;
- рассказываем о реакции “бей-беги” и как она проявляется в мыслях и телесно;
- объясняем различия между гневом, агрессией, враждебностью и пр.;
- о разнице между руминациями, суждениями, обвинениями, а также их вклад в поддержание “костра гнева”;
- о когнитивных искажениях, актуально будет о черно-белом мышлении;
- чтение, конечно же, например, Сапольски “Психология стресса”;
- остальное по потребностям клиента
4. Работа с мыслями и убеждениями о гневе
На этом этапе выявляем автоматические мысли и убеждения о гневе.
Автоматические мысли собираем в кучку и реструктуризируем доступными способами, например, сократовским диалогом. Мысли-разрешения “Щас как дам” и пр. оспариваем. Обнаруженные копинг-стратегии исследуем как “за и против”.
👉 🔗 Мысли в гневе: как с ними справиться
Среди убеждений о гневе будут и позитивные убеждения:
- “Плохие люди достойны наказания”;
- “Уязви другого, пока он не уязвил тебя” и тому подобное
Они являются важными мишенями, потому что поддерживают гневные циклы.
5. Развитие требуемых навыков
Это решается индивидуально: кому-то нужно научиться решать проблемы, кому-то — восстановить отношения.
Типичные необходимые навыки:
- решение проблем;
- восстановление отношений;
- майндфулнес;
- справляться с чрезмерно сильными чувствами вины и стыда, навыки регуляции эмоций в принципе;
- налаживание режима дня, сна, труда и отдыха;
- обучение основам заботы о себе и своем теле;
- навыки межличностной эффективности: я-сообщения, DEARMAN, корректное выражение гнева и пр.
6. Экспозиция и поведенческие эксперименты
Универсальные рекомендации по поведенческим экспериментам:
- Попробовать, как сработает Я-сообщение;
- Применить навык “Делай наоборот”;
- Попробовать выйти из ситуации и охладиться;
- Применить любой другой упомянутый навык;
- Слушать, как психолог рассуждает на “опасную”, холиварную тему и не реагировать; или реагировать посредством применения любого навыка;
- Завести разговор с другом на “опасную” тему и применить навык.
7. Предотвращение рецидивов
Типичный окончательный блок для редкой птицы, которая долетит до середины Днепра 😄
Обычно я включаю в этот блок:
- чем рецидив отличается от временного отката и как не превратить откат в полноразмерный рецидив (lapse vs relapse);
- рефлексию по поводу прошедшей терапии;
- составление списка всего того, что помогло, и что мешало в процессе;
- список техник и навыков;
- внесение в календарь напоминаний, когда клиент будет заниматься своей собственной психотерапией;
- договоренности по поводу бустерных сессий.
Photo by Sincerely Media on Unsplash
Поддержать
Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips
Наталья Михайлова
Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.