Нормально ли злиться? — Да. Нужно ли выражать гнев? — Да.

Если это важный мне человек, например, партнер, начальник, ребенок, нужно ли им выражать гнев? — Да.

Можно ли выразить гнев так, чтобы не разругаться вусмерть? — Да.

Выражая гнев, нужно всегда помнить о двух правилах:

  • ЧТО сказать и
  • КАК сказать

В экологичном, безопасном выражении гнева учитываются оба этих правила. В некорректном выражении ни одного или только один.

ЧТО сказать

Не то, что вам гнев подсказывает, а то, что вам нужно в этой ситуации.

В конфликтной ситуации происходит столкновение интересов. Поэтому нужно быстро сообразить, какой конкретно ваш интерес задет.

Вопросы для определения:

  • Вам нужно, чтобы этот человек изменил своё поведение? Делал что-то по-другому?
  • Вам нужно, чтобы он сделал что-то конкретное?
  • Вам нужно, чтобы он понял, что вы хотите сказать или что считаете важным?
  • Вам нужно, чтобы он извинился за что-то прошлое?
  • Вам нужно, чтобы учли ваши пожелания? Какие именно?

💡 Сравните: «Бесит такое твое поведение!» и «Мне нужно, чтобы ты не опаздывал». Первое — гнев подсказал, второе — то, что на самом деле нужно. Что из этого вы бы предпочли услышать от рассерженного из-за вашего опоздания человека?

КАК сказать

Сказать надо так, чтобы человек продолжал с вами оставаться рядом и захотел вас дослушать.

Когда кто-то злится и некорректно выражает гнев, например, кричит, бросает вещи, обзывается, это крайне непросто спокойно выдержать. Сразу же хочется: повысить голос в ответ, указать на его место, защититься, тоже наорать, сделать пакость, уйти в конце-концов. Не будешь вникать, что на самом деле было надо тому, кто первый начал.

Поэтому, если хотите, чтобы вас дослушали и услышали, нужно так выражать гнев, чтобы не провоцировать ответную защитную реакцию.

Навык №1 Я-сообщение.

Не говорите о том человеке, говорите о себе. Я думаю, я чувствую, я считаю, мне обидно и пр.

💡 Сравните: «Ты вечно выносишь мне мозг своими проблемами! Научись уже их сам решать!» и «Меня злит, что мне приходится внезапно бросать свои дела и заниматься твоими проблемами.» Лично вы какой вариант хотели бы в свой адрес услышать и почему?

Ты-сообщение заставит человека немедленно обороняться. Game over, он вас не услышит.

Я-сообщение даёт шанс, что он по крайней мере прислушается.

🔗  Подробнее о Я-сообщениях

Навык №2 последовательность, что говорить

Это DEAR MAN, скрипт для выражения неудовольствия. Повторю здесь схему вкратце, остальное по ссылке:

  • Опиши, что произошло
  • Вырази, что чувствуешь,
  • Ясно объясни, что хочешь,
  • Подкрепи плюшками,
  • Будь внимательным к тому человеку,
  • Выгляди уверенно,
  • Торгуйся или обсуждай

Первые три пункта — обязаловка, остальные по желанию и по ситуации.

Навык №3 следить за речью

Не обзываться, не использовать интенсивно окрашенные слова , не лепить ярлыков, не ставить диагнозов.

Ярлыки и диагнозы — естественная особенность человеческой речи, что-то вроде ярлыков для программ в компьютере. Позволяет быстро открыть нужную программу, не роясь среди множества файлов на жестком диске, в гневе ярлыки помогают быстро вызвать к действию агрессивное поведение или защищаться без лишних раздумий.

💡 Сравните: «Это как всегда мне назло» и «Время от времени он совершает поступки, которые мне непонятны или вызывают у меня негативные эмоции, и вот опять один такой поступок». Первое гораздо короче, быстрее, эффективнее вызывает агрессию или защиту.

Но в конфликтной ситуации ярлыки играют плохую роль. Поэтому придерживаемся в речи максимально возможного нейтралитета.

Помним, что помимо «в бешенстве» и «в ярости» есть слова «раздражен» и «разочарован», а также «обижен», «рассержен» и «недоволен». Все эти слова показывают разные степени гнева. Если такое, менее интенсивное слово точнее описывает то, что вы чувствуете, используйте лучше его, чем привычное «в бешенстве». Потому что ваш собеседник среагирует на «бешенство» сильнее, чем на «недоволен», что нежелательно.

💡 Сравните описания одной и той же ситуации: «Это просто невыносимо! Она невозможная идиотка, я сдохну от её тупизма!» и «Она отказалась принять мою работу, я разозлился и до сих пор раздражен». Описание с кучей ярлыков и интенсивно окрашенных слов вызывает более сильные эмоции как у говорящего, так и у слушающего.

Если в процессе становится понятно, что всё слишком трудно и голова совсем не работает — это сигнал, что пора идти охлаждаться или просто взять паузу.

Photo by Angèle Kamp on Unsplash

Поделиться:

Поддержать

Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips


Наталья Михайлова

Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.

Узнать больше ↗︎