Помощь и поддержка других людей — это важная часть человеческой жизни. Без этого можно обойтись, конечно, но будет нелегко.

Искать поддержку можно эффективно и неэффективно. Соответственно, когда ты неэффективно ищещь, кто бы тебя поддержал, результат будет непредсказуем: найдутся неподходящие люди, вообще никто не найдется, люди найдутся, но почему-то откажутся помогать и т.п.

Важно понять, что если никто не помогает, это не потому что с тобой что-то не то. Очень вероятно, что ты не получаешь нужной поддержки, потому что просишь её неправильным способом.

Так же как с высказыванием претензий: если ты выберешь неправильную подачу претензии, её не услышат, а автоматически встанут в защитную позицию. Поэтому если хочешь, чтобы услышали, нужно выбирать другую подачу.

Как не нужно искать поддержку

  • Настойчиво звонить и писать десятки сообщений в мессенджеры
  • Жалобы, нытье и заламывание рук типа «Ты меня не понимаешь», «Никого никогда не волновали мои проблемы», «Ну хоть на этот раз кто-нибудь мог бы сделать хоть что-нибудь!»
  • Катастрофизация «Я не вынесу этих проблем, ты должен мне помочь»
  • Угрозы что-то сделать с собой: «Если ты не сделаешь Х, то я тогда… что-то сделаю с собой плохое!»
  • Игнорирование звонков и сообщений, уход от контакта, «Я больше никогда вас не побеспокою своей никчемной персоной»
  • Истерика, демонстративный плач

❌ Это не работает, потому что раздражает других людей, они не хотят это слышать и не хотят иметь дело с такими историями, поэтому начинают в ответ или критиковать, или нападать, сливаться или отказывать. В любом случае, никакой поддержки точно не жди.

Эффективный поиск поддержки

Может показаться, что это очевидные правила вежливости и воспитанности. Однако, как пишут в исследованиях1, на самом деле очень многие люди нуждаются в обучении навыку эффективно просить о помощи.

  1. Четко скажите, что вам нужно, в чем вы нуждаетесь:
    • Мне нужно, чтобы ты послушал меня 10 минут
    • Я хочу получить от тебя поддержку, поддержи меня в этом
    • Можешь купить мне таблеток и хлеба?
    • Меня обидели на работе, можешь просто выслушать меня, мне нужно, чтобы кто-то меня поддержал
  2. Не ухудшайте, не сгущайте краски. Не нужно рисовать проблему или ваше состояние хуже, чем они есть на самом деле, придерживайтесь фактов:
    • «Кошмарный день, я просто умираю, невыносимые мучения» → «Я заболела, температура 38, сложно встать, болит всё тело»
    • «В квартире невозможно дышать — адски воняет палёной пластмассой» → «Сгорел тостер»
  3. Ограничьте, как долго вы говорите о своих проблемах или о негативном. Люди не могут долго слушать негативное, через несколько минут они отключаются или раздражаются (= никакой поддержки не будет).
  4. Поблагодарите за помощь или за попытку что-то для вас сделать, даже если считаете, что это было без толку. В другой раз может, толк и будет, а если сейчас вы сделаете кислое лицо в ответ на неудачную попытку, то вряд ли будут новые попытки.
    • «Ладно, мне это не подходит» → «Спасибо, что предложил это, я подумаю»
    • «Ваши советы насчет моей работы мне не нужны» → «Спасибо, было полезно узнать ваше мнение.»
  5. Назовите позитивное, положительное, что вы уже сделали, чтобы решить проблему или что вы можете предпринять.
    • «Здесь ничего уже нельзя сделать. Это абсолютно безвыходное положение. Я не вижу больше никаких способов с этим справиться.» → «Я позвонил в службу поддержки, оказалось, что так сделать нельзя. Я попробовал подать заявление онлайн — не приняли. Я был в МФЦ, говорят, это не к ним. У меня есть список офисов, но я не смогу до них добраться в ближайшее время.”

1 Linehan, 2020; Coyne&Pepper, 1998

Photo by The3dragons on Unsplash

Поделиться: