Ещё один любопытный вариант страхов нынешнего тысячелетия — это боязнь выбирать, потому что может существовать лучший вариант. По-английски этот феномен называется Fear Of Better Options.

Так же, как и Fear of Missing Out (FoMO), такого диагноза официально не существует, это скорее наблюдения и размышления над тем, что происходит. С другой стороны, ничего нового тоже не случилось, потому что паралич перфекциониста — уже давно описанное явление. Просто увеличивается выбор продуктов питания, направлений для отдыха, типов гаджетов и т.п. — и человеку, подверженному тревоге, становится сложно выбрать или принять решение.

Если синдром упущенной выгоды FoMO — это страх «обделенности хорошей жизнью», то этот страх перед лучшими вариантами — это скорее «болезнь изобилия». Если бы вам был бы нужен, допустим, пылесос, а в продаже их было бы… только один-единственный, то разве вы сомневались и колебались бы при покупке? А если пылесосов 179 вариантов, с минимальными отличиями друг от друга?

Как проявляется страх перед лучшими вариантами

  • Человек часами, сутками или днями раздумывает, что ему выбрать, но не может принять решение, и дело касается не серьезных покупок, которые делаются, может быть, один раз в жизни (например, квартира), а какой-нибудь сущей некритической мелочи вроде «курица или индейка на ужин», или «пойти в пятницу в ресторан X или в ресторан Y». В работе, например, это может случиться в форме мучительного выбора между двумя близкими цветами для оформления корпоративного буклета.
  • Впрочем, и серьезных жизненных выборов это тоже может касаться, например, при выборе места работы, автомобиля или той же квартиры.
  • Человек вкладывает значительные усилия и много времени в это процесс принятия решения. Может вовлекать других людей.
  • Чтобы спровоцировать FoBO, требуемое решение должно быть достаточно простым, а все имеющиеся варианты — приемлемыми. Потому что если какой-то из вариантов неприемлем, его можно отбросить. Загвоздка как раз в том, что все варианты одинаково хороши.
  • Сомнения продиктованы тем, что НЕ выбранное могло бы ТЕОРЕТИЧЕСКИ оказаться вкуснее, сработать эффективнее, выглядеть презентабельнее.
  • И тогда человеку придется горько сожалеть о своей ошибке. Вот этого-то он и боится.
  • Поэтому проще оставить всё как есть, и, в конце концов, измученный человек ничего не покупает и никуда не идет. Ни курицы ему, ни индейки.

В принципе-то, описанный процесс ⬆️ вполне естественный — при условии, если речь идёт о серьёзном жизненном решении. Но если это и в самом деле выбор еды на ужин, и этот выбор занимает 4 часа и заканчивается по факту ничем?

Как насчет многочасового выбора между этими цветами?

Очевидно, что феномен FoBO связан с тревогой, и, скорее всего он или является проявлением уже имеющегося какого-то тревожного расстройства, и подобные ситуации с простым выбором из множества аналогичных вещей просто провоцируют усиление симптомов.

Время от времени FoBO случается и у вполне себе здорового человека. Если у вас такое бывало, не надо паниковать, что у вас какое-то «расстройство». Скорее всего, вы просто неплохо живете 😁

👉 На ту же тему: Когнитивно-поведенческая психотерапия тревожного расстройства, Опросник генерализованного тревожного расстройства

Я где-то читала, что маркетологи в магазинах могут специально провоцировать покупателя на взрыв мозгов, организуя выкладку товара таким образом, чтобы был выбор из большого количества аналогичных товаров. Когда покупатель окончательно замучается, он возьмет первое попавшееся, и это будет самое дорогое. Не знаю, может быть, это, конечно, не так, не утверждаю.

Что можно предпринять

Человеческий мозг, похоже, не в состоянии справиться с предоставленным ему цивилизацией огромным выбором.

Поэтому подход для преодоления FoBO может быть как раз направлен не на ещё большее увеличение или усложнение выбора, а на удовлетворённость.

Например, не нужно расширять количество критериев пылесоса, чтобы якобы принять более взвешенное решение. Скорее имеет смысл сократить количество критериев и определить, что будет достаточно удовлетворительным. Не самым лучшим вариантом во всех отношениях, а приемлемым и удовлетворительным.

Пример из Яндекс.маркета, поиск обычного пылесоса по плюс-минус одинаковой цене — 179 вариантов и штук 20 разных критериев.

Найдено 179 результатов по плюс-минус одной и той же цене. Ужас 😄

Можно держать в уме свои нужды, и понять, какая характеристика точно удовлетворит ваши нужды. И основывать выбор на ней. Какая характеристика пылесоса самым адекватным образом подойдет под вашу потребность? Это его вес или время работы от аккумулятора?

Если оставшихся вариантов все равно слишком много, можно попрактиковаться в увеличении спонтанности в жизни, как альтернативе контролю. И выбрать просто методом тыка. Тоже работает, знаете ли.

Поделиться: