Сегодня расскажу про один полезный метод в терапии социофобии и социальной тревожности: тренинг целей.

TL;DR / Вы прочитаете здесь:

  • Тренинг целей используется для коррекции предварительной тревоги
  • Иногда он бывает супер-эффективным, но не всегда
  • Ставим простые, измеримые прибором и понятные клонам цели, остальное выбрасываем без рассуждений

На сегодняшний день в когнитивно-поведенческой терапии социальной тревожности используется модель Clarks&Wells. Модель — это схема, как именно «работает» социофобия. Теория, из чего она состоит и как между собой взаимодействуют её части.

Когда используется тренинг целей

Согласно модели Clarks&Wells, один из компонентов социофобии — предварительная тревога. Она начинается, когда ситуация ещё только предстоит. Когда, например, вас только что вызвал к себе начальник. Вы пока не пошли к нему, это ещё только будет через несколько минут. Или когда вы знаете, что завтра вечером ваши коллеги (друзья) идут всей компанией в кино, и вас тоже позвали. Вот тут и начинается предварительная тревога.

Её основные характеристики:

  • негативные представления, ожидания, прогнозы относительно себя и своего поведения и своих чувств (я буду как всегда выглядеть как неуклюжий дурак, я не смогу связать 2 слова, я буду стоять в стороне, я буду сильно нервничать и т.п.)
  • такие же ожидания и прогнозы относительно других людей (они будут критичны ко мне, они будут следить за мной, они ведут себя нормально в отличие от меня и т.п.)
  • убеждения, касающиеся общения с другими людьми и своего «выступления» в целом (абсолютно необходимо всегда быть на высоте, нужно всегда быстро реагировать на реплики, я должен шутить остро и ёмко, не лезть в карман за словом, мне не хватает неких навыков и т.п.)

Вот тут-то нам и приходит на помощь тренинг целей. Конечно, нельзя полагаться исключительно лишь на него, но… бывает, что этот тренинг становится краеугольным камнем в терапии, и во многом поворачивает её ход в нужном направлении.

С хронологической точки зрения, предварительная тревога — это самый первый блок в порочном круге социофобии, но это не значит, что он должен быть первым на очереди при психотерапии. Бывает по-разному, и иногда приходится снова и снова возвращаться к этому блоку, или начинать с какого-то другого.

Любопытно, что в курсе CBT for Anxiety в институте Бека этот метод не упоминается. Может быть, намеренно его не упоминали —  ведь никакого времени не хватит рассказывать вообще про все известные методы.

Есть ещё один тренинг — тренинг внимания, тоже полезный метод.

Что даёт тренинг целей

Во-первых, он сильно корректирует ожидания от социальной ситуации, от себя в социальной ситуации и от других людей в социальной ситуации. Точнее — он их существенно снижает. А это как раз то, что нужно, потому что при социальной тревоге эти самые ожидания преувеличены до небес.

Во-вторых, он вносит вклад в облегчение предварительной тревоги (наравне с другими методами, которые используются на этом этапе).

В-третьих, он помогает сделать первый шаг навстречу ситуации, которая беспокоит.

Во-четвертых, он упрощает поведение во время самой ситуации. Результат понятен: больше удовлетворения от себя, общающегося с другими людьми. Позитивный результат закрепляет поведение.

По-моему, отличный набор.

Как выполнять тренинг целей

Пошаговый план такой:

  1. Объяснить, что это за тренинг и для чего вдруг стоит учиться этому навыку. Все подобные вещи нужно всегда предварять объяснением, иначе они тут же забываются сразу же после выхода из кабинета или окончания консультации по скайпу. Можно использовать упомянутые ⏫ в предыдущем параграфе доводы.
  2. Добиться, чтобы прозвучали исходные социальные цели, спровоцированные тревогой. Как правило, они таковы: «Я не должен вести себя глупо» или «Я должен сделать так, чтобы они поняли» и т.п. Можно записать эти цели.
  3. В форме метафоры или истории из практики объяснить, что такое скорректированные социальные цели. См. ниже про клона и критерии. Возможны и другие варианты, но метафоры всегда заходят проще. Спросить, отличаются ли эти цели от тех, которые клиент поставил изначально.
  4. Попрактиковаться на реальном материале клиента. Здесь важно именно взять какую-то конкретную предстоящую ситуацию или реальную недавнюю, не вымышленную. Потому что так лучше ощущается разница между изначальными и скорректированными целями, а в вымышленных ситуациях разговор начинает напоминать какое-то упражнение по русскому языку.
  5. Закрепить домашним заданием. И не просто его прописать или задать, как в школе (хотя КПТ — достаточно директивный подход), а совместно с клиентом подумать, как ему можно было бы закрепить новый навык прямо сегодня и завтра. И зачем.

История про клона

Мне нравится рассказывать историю про клона для объяснения скорректированных целей. Хотя про инопланетян тоже подходит :)

Представьте, что у вас есть ваш клон. Он выглядит абсолютно как вы, никто никогда не заподозрит разницу. Вы можете отправить его вместо себя куда угодно, только сначала нужно дать ему инструкции.

Проблема в том, что его «память» совершенно пустая и простая, ему не доступно ваше мышление и ваш опыт, он выполняет только крайне четко и просто сформулированные поведенческие инструкции, без каких-либо домыслов и догадок. Скажете ему «иди прямо» — пойдет прямо. Сформулируете нечетко — он зависнет, и вас разоблачат. Итак, куда мы его отправим? Завтра в кино вместе с коллегами. Какие инструкции вы ему дадите? Не более 5 штук.

Критерии для инструкций (они же — социальные цели):

  1. Простые и выполнимые. То есть клон в состоянии выполнить их. Они зависят только от него и больше ни от кого.
  2. Не связанные с чтением в головах у других людей, потому что клон не умеет это делать.
  3. Измеримые прибором или математикой.
  4. Любому здравомыслящему человеку со стороны понятно, достигли вы этой цели или нет.

Пример инструкций, от которых клон зависнет:

  • «Ты должен говорить так, чтобы тебя все поняли» — чтение в головах, зависит от других, неизмеримо, выполнение со стороны неясно
  • «Ты не должен нервничать» — невыполнимо, неизмеримо, достижение непонятно
  • «Выгляди как нормальный человек» — то же самое
  • «Общайся нормально со всеми» — то же самое

Пример инструкций, которые клон в состоянии выполнить:

  • Доберись до кинотеатра Х.
  • Найди моих коллег.
  • Поздоровайся, сказав то-то.
  • Если будут задавать вопросы, отвечай по существу, что знаешь. Не знаешь — так и скажи.
  • Пойди со всеми в зал, смотри кино.

Понятна разница? Она существенная. Как проще живется, с первым набором или со вторым?

Степень упрощения целей и их количество будет зависеть от тяжести социальной тревоги и от ситуации.

В простой ситуации, например, звонок по телефону с одним вопросом, и при тяжелой СФ, цели должны быть максимально упрощены, и их количество должно быть невелико (2-3 шт). Например: Я набираю номер, жду, пока мне ответят и говорю: «здравствуйте, …. (вопрос)». Слушаю ответ. Говорю «Спасибо, до свидания». Это всё.

В более сложных ситуациях — тот же поход в кино  с коллегами — и при легкой СФ целей может быть больше, и они могут быть посложней.

Вот такой тренинг, на практике не очень сложный в реализации и достаточно лёгкий для клиентов.

Поделиться: