DEAR MAN — это набор навыков для общения, которые безотказно работают в любой ситуации (ну, почти в любой и почти безотказно 😎).

Базовые навыки DEAR MAN мы уже проходили, и я говорила, что напишу, как использовать их же в особо сложных ситуациях.

Например, если несмотря на то, что вы уже вроде как применили все известные вам способы отказаться от какой-нибудь просьбы, вас всё равно донимают «ну пожалуйста, ну сделай, ну что тебе стоит, ты никогда для меня ничего не делаешь» и так далее.

И если даже прием заезженной пластинки не помог, тогда наступает момент для продвинутого уровня DEAR MAN!

Минутка авторских прав: эти навыки были разработаны Marsha Linehan в рамках подхода диалектической поведенческой психотерапии.

TL;DR / Вы прочитаете здесь:

  • Пошаговое описание навыка DEARMAN для сложных ситуаций
  • Опиши, вырази, объясни, подкрепи

Принципиальная разница

Если вы читали «базовый набор» DEAR MAN, то поняли, что мишень — это сама ситуация, то есть что-то, что случилось.

Вам не подняли зарплату. Вас просят отвезти кого-то куда-то. Вас просят сделать что-то ещё, что вы делать не хотите или не можете, и так далее. Применяя DEAR MAN, вы говорите о ситуации и о своих чувствах по этому поводу.

В сложных случаях, когда это не помогло, мишенью становится кое-что другое — и это принципиальная разница. Это не сама ситуация (вам не подняли зарплату, и вы расстроены), мишенью становится ваше общение на эту тему, и поведение другого человека в процессе общения на эту тему.

Вам не подняли зарплату, и вы уже 5 раз об этом говорили с начальником. Вы уже отказались один раз отвозить кошечку на дачу в пятницу, а вас всё равно просят и достают просьбами. Видите разницу, что именно является мишенью для разговора?

Именно это и стоит обсуждать, если всё складывается не очень хорошо. Применяем часть DEAR.

Describe: опиши ситуацию

Как понятно из вышенаписанного, описываем мы не саму ситуацию (это уже всем всё давно ясно), а то, как складывается ваше неудовлетворительное общение по этому поводу. Не добавляйте объяснений, как вам кажется, почему ваше общение такое или этакое, почему человек так себя ведет, просто опишите факты.

Хорошие примеры:

  • Я уже один раз тебе сказал «нет», а ты всё равно приходишь и просишь.
  • Мне приходится регулярно напоминать вам о нашем предыдущем разговоре. Но на самом деле ничего не изменилось с тех пор, как мы поговорили в тот раз.

Плохие примеры:

  • Ты как будто не понимаешь русский язык, что ли: я тебе уже сказал один раз, что нет.
  • Похоже, что вы не хотите поднимать мне зарплату, может быть, вы думаете, я не столь ценный кадр, наверно поэтому ничего не изменилось.

Express: вырази чувства или мнение

Вот тут уже можно самовыразиться. Но нужно всегда помнить, что как только вы начнете говорить о другом человеке — его мотивах, поведении — он сразу же начнет защищаться, и скорее всего все закончится скандалом. Не нужно так делать, говорите только о себе. Помните про Я-Сообщение.

Хорошие примеры:

  • Прости, конечно, что приходится тебе отказывать, но мне уже реально неприятно это обсуждать снова и снова, я уже начинаю понемножку злиться.
  • Мне начинает казаться, что вы не планируете поднимать мне зарплату и просто отмахнулись от меня. Мне очень не нравится эта мысль, и я начинаю чувствовать себя здесь ненужным и неважным.

Assert: внятно объясни, чего ты хочешь

Опять же, не относительно самой ситуации (я не хочу отвозить твою кошку или я хочу повышения з/п), а относительно вашего общения по этому поводу.

Хорошие примеры:

  • Пожалуйста, больше не проси меня об этом.
  • Я больше не хочу ходить и спрашивать, что вы решили насчет моей з/п.
  • Так, я не хочу больше говорить об этом прямо сейчас

Reinforce: подкрепи

Нужно дать аргумент или что-то предложить.

Хорошие примеры:

  • Мой ответ не изменится, извини. Я не могу вот так взять и передумать.
  • Когда мы можем вернуться к этому разговору, чтобы у вас уже было решение?
  • Давай возьмем паузу и попробуем обсудить это снова, например, завтра. По-моему, этот разговор заводит нас обоих в неправильном направлении.

Плохие примеры:

  • Ну и ладно, никогда больше не обращайся ко мне ни с какими просьбами.
  • Ты вообще ненормальный, раз просишь меня об этом.
  • Я так и знал, что с вами договориться невозможно.

Практика — наше всё

Если вы сейчас подумали что-нибудь вроде «О боже, тут столько всего понаписано, всё сложно, и воплотить это в реальной жизни невозможно»: эта мысль не приведёт вас в нужном направлении 😃

Попробуйте сперва использовать по одному пункту в простых, каждодневных ситуациях, самых обычных: например, в маршрутке, в банке, на почте. На рабочем совещании, в обсуждении с друзьями планов на выходные и так далее. И посмотрите, изменится ли каким-то образом общение, и как именно.

Поделиться: