План дня и постановка целей часто используется в когнитивно-поведенческой психотерапии как методы работы с клиентами, обращающимися с разнообразными запросами: например, в терапии зависимых отношений, при необходимости принятия сложных решений, при депрессивных состояниях и т.п.

В КПТ вообще отводится большое значение планированию, фиксированию каких-то значений, шкалированию каких-то характеристик. «Меня все ненавидят,» — утверждает расстроенный донельзя клиент. «Хорошо,» — говорит терапевт, — «давайте посмотрим на вопрос объективно. Ежедневно записывайте все случаи, когда вы обнаружили доказательство того, что вас все ненавидят. А потом обсудим, причём «все ли или не все» — будем обсуждать отдельно, и «ненавидят» — тоже отдельно.»

Но даже тем, кто не ходит к психотерапевту, можно самостоятельно использовать эти методы для собственной эффективности или в сложной жизненной ситуации. Это позволяет взглянуть на вопрос объективно, без всяких «головных тараканов», или без нерациональных суждений. Также эти методы позволяют обнаружить не очевидные ранее ресурсы, как внешние, так и внутренние, и относиться к принятию решения взвешенно, а не просто «плыть по течению» или выполнять «не свои» жизненные цели.

Когда ты думаешь о цели «хочу открыть свой бизнес» или «хочу какого-то развития» вот просто так, как есть, без проработки, они могут показаться недостижимыми, далёкими, не знаешь за что браться, да и вообще, я никогда не смогу. При такой постановке вопроса — да. Наверняка.

Конечно, цели могут быть более или менее реальными. Вот тут и шкалирование как раз пригодится. Не бывает только «выполнимых на 100%» и «невыполнимых на 100%» целей, и никаких других. Если выразить выполнимость цели в баллах от 0 до 100, то все возможные цели будут располагаться на этой шкале. Ноль баллов выполнимости получит цель офисного сотрудника «завтра полететь в космос», а 100 баллов получит его же цель «завтра не ходить на работу». Все остальные цели будут где-то между ними, являясь более или менее реальными. Метод целеполагания помогает разбить достижимую с трудом цель на несколько гораздо более реальных шагов, которых легко достичь.

Итак, постановка жизненных целей (или целеполагание).

1. Для начала необходимо ответить на вопрос «Чего я хочу добиться?» — то есть, собственно, сформулировать цель. Только не «вообще», на уровне «хочу чего-то или кого-то интересненького», а конкретно. Например:

😀 Хочу развития в знаниях и навыках управления персоналом.

😀 Хочу открыть свой интернет-магазин по продаже детских товаров.

😀 Хочу выйти замуж за ХХХ.

Лучше не делать сразу несколько целей, а брать по одной и прорабатывать.

2. Далее нужно по этой цели расписать шаги для её достижения. То есть, если взять первую цель, то надо отвечать на вопрос «Чтобы получить какое-то развитие, что нужно сделать или предпринять?»

📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.

📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.

📌 Прочитать рекомендуемые специалистами книги.

📌 Пройти краткосрочные тренинги.

3. Расписываем каждый шаг максимально детально. Что предполагается на этом шаге, что нужно сделать конкретно, чтобы достичь этих шагов?

📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.

  • выяснить, какие есть курсы, когда начало занятий, что нужно для поступления, в каких заведениях, где они расположены территориально, какова стоимость, какой документ выдаётся в конце обучения, есть ли рассрочка, какие отзывы.
  • принять решение о поступлении и найти или накопить деньги на первую оплату.
  • поступить в выбранное учебное заведение
  • стараться и учиться
  • сдать выпускные экзамены и получить диплом

📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.

  • выяснить, есть ли такая возможность: поговорить с руководителем или директором по персоналу, подумать самому, поговорить с коллегами.
  • узнать детали проекта или предложить что-то своё
  • добиться назначения
  • работать по проекту и показать себя с лучшей стороны, пытаясь при этом узнать как можно больше всего нового

📌 Прочитать рекомендуемые специалистами книги.

  • составить список из 5 самых рекомендуемых книг по этой области
  • читать эти книги целый год

📌 Пройти краткосрочные тренинги.

  • узнать максимум информации об имеющихся тренингах (в том числе и на работе): где, какие, что нужно, стоимость, отзывы и т.п.
  • выбрать тренинг
  • записаться на тренинг
  • посетить тренинг

4. А теперь, если вы не указали, когда это нужно или хотелось бы сделать — самое время. Проходимся по списку ещё раз и проставляем «когда нужно или хочется?»

📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.

  • апрель: выяснить, какие есть курсы, когда начало занятий, что нужно для поступления, в каких заведениях, где они расположены территориально, какова стоимость, какой документ выдаётся в конце обучения, есть ли рассрочка, какие отзывы.
  • май: принять решение о поступлении и найти или накопить деньги на первую оплату.
  • сентябрь: поступить в выбранное учебное заведение
  • октябрь-июнь: стараться и учиться
  • июнь: сдать выпускные экзамены и получить диплом

📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.

  • на этой неделе: выяснить, есть ли такая возможность: поговорить с руководителем или директором по персоналу, подумать самому, поговорить с коллегами.
  • в течение месяца: узнать детали проекта или предложить что-то своё
  • к декабрю: добиться назначения
  • до конца проекта: работать по проекту и показать себя с лучшей стороны, пытаясь при этом узнать как можно больше всего нового

5. Следующий шаг: это поиск ресурсов, внешних и внутренних, то есть на кого или на что могу опереться; что или кто может мне помочь в достижении этой цели. Ресурсы — это люди, возможности, ваши свойства характера и т.п. Думаем и указываем это:

📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.

Ресурсы внутренние:  моя целеустремлённость, желание развиваться, давний интерес к этой теме

Ресурсы внешние: есть накопления, могут помочь финансово супруг/родители, в этой идее меня поддерживает мой друг ХХХ

  • апрель: выяснить, какие есть курсы, когда начало занятий, что нужно для поступления, в каких заведениях, где они расположены территориально, какова стоимость, какой документ выдаётся в конце обучения, есть ли рассрочка, какие отзывы.
  • май: принять решение о поступлении и найти или накопить деньги на первую оплату.
  • сентябрь: поступить в выбранное учебное заведение
  • октябрь-июнь: стараться и учиться
  • июнь: сдать выпускные экзамены и получить диплом

📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.

Ресурсы внутренние: моя амбициозность, склонность к экспериментам, желание проявить себя, желание заработать, моя ответственность

Ресурсы внешние: руководитель ко мне хорошо относится, меня поддержит мой коллега YYY, у меня есть знакомые из примерно такого же проекта, если что, обращусь к ним за советом

  • на этой неделе: выяснить, есть ли такая возможность: поговорить с руководителем или директором по персоналу, подумать самому, поговорить с коллегами.
  • в течение месяца: узнать детали проекта или предложить что-то своё
  • к декабрю: добиться назначения
  • до конца проекта: работать по проекту и показать себя с лучшей стороны, пытаясь при этом узнать как можно больше всего нового

Как видите, стало вполне выполнимо, если делать по частям. И вполне понятно, что и в какой последовательности надо делать. Кроме того, видно, каким образом можно самого себя замотивировать, если вдруг цель начала «уходить», где искать поддержку и помощь внутри себя и у других людей.

  1. И последний, самый важный шаг: надо немного подумать над вашими изначальными целями (пункт 1). А что, собственно, произойдёт, когда вы достигнете этих целей?

Почему этот пункт так важен? Потому что чтобы добиваться целей и быть счастливым, нужно следовать своим собственным целям, а не вычитанным в каком-то журнале, или модным в данный момент времени, или внушённым вам увлекающимся, харизматичным и успешным приятелем. Для кого вы собираетесь сделать это? Для себя? Для других? Может быть, чтобы кому-нибудь что-нибудь доказать? Как окружающие заметят, что вы достигли ваших целей? Чувствуете ли вы эмоциональный подъём, когда думаете об этой цели?

Ну так что, по-прежнему хотите её достичь? :)

  1. Переформулируйте из «Я хочу…» в «Я буду делать … чтобы достичь …». Напишите это прямо сверху вашего плана жирными буквами.
  2. Что можно сделать прямо сейчас?
  3. Составьте план на ближайшую неделю — и вперёд.
Поделиться: