План дня и постановка целей часто используется в когнитивно-поведенческой психотерапии как методы работы с клиентами, обращающимися с разнообразными запросами: например, в терапии зависимых отношений, при необходимости принятия сложных решений, при депрессивных состояниях и т.п.
В КПТ вообще отводится большое значение планированию, фиксированию каких-то значений, шкалированию каких-то характеристик. «Меня все ненавидят,» — утверждает расстроенный донельзя клиент. «Хорошо,» — говорит терапевт, — «давайте посмотрим на вопрос объективно. Ежедневно записывайте все случаи, когда вы обнаружили доказательство того, что вас все ненавидят. А потом обсудим, причём «все ли или не все» — будем обсуждать отдельно, и «ненавидят» — тоже отдельно.»
Но даже тем, кто не ходит к психотерапевту, можно самостоятельно использовать эти методы для собственной эффективности или в сложной жизненной ситуации. Это позволяет взглянуть на вопрос объективно, без всяких «головных тараканов», или без нерациональных суждений. Также эти методы позволяют обнаружить не очевидные ранее ресурсы, как внешние, так и внутренние, и относиться к принятию решения взвешенно, а не просто «плыть по течению» или выполнять «не свои» жизненные цели.
Когда ты думаешь о цели «хочу открыть свой бизнес» или «хочу какого-то развития» вот просто так, как есть, без проработки, они могут показаться недостижимыми, далёкими, не знаешь за что браться, да и вообще, я никогда не смогу. При такой постановке вопроса — да. Наверняка.
Конечно, цели могут быть более или менее реальными. Вот тут и шкалирование как раз пригодится. Не бывает только «выполнимых на 100%» и «невыполнимых на 100%» целей, и никаких других. Если выразить выполнимость цели в баллах от 0 до 100, то все возможные цели будут располагаться на этой шкале. Ноль баллов выполнимости получит цель офисного сотрудника «завтра полететь в космос», а 100 баллов получит его же цель «завтра не ходить на работу». Все остальные цели будут где-то между ними, являясь более или менее реальными. Метод целеполагания помогает разбить достижимую с трудом цель на несколько гораздо более реальных шагов, которых легко достичь.
Итак, постановка жизненных целей (или целеполагание).

1. Для начала необходимо ответить на вопрос «Чего я хочу добиться?» — то есть, собственно, сформулировать цель. Только не «вообще», на уровне «хочу чего-то или кого-то интересненького», а конкретно. Например:
😀 Хочу развития в знаниях и навыках управления персоналом.
😀 Хочу открыть свой интернет-магазин по продаже детских товаров.
😀 Хочу выйти замуж за ХХХ.
Лучше не делать сразу несколько целей, а брать по одной и прорабатывать.
2. Далее нужно по этой цели расписать шаги для её достижения. То есть, если взять первую цель, то надо отвечать на вопрос «Чтобы получить какое-то развитие, что нужно сделать или предпринять?»
📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.
📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.
📌 Прочитать рекомендуемые специалистами книги.
📌 Пройти краткосрочные тренинги.
3. Расписываем каждый шаг максимально детально. Что предполагается на этом шаге, что нужно сделать конкретно, чтобы достичь этих шагов?
📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.
- выяснить, какие есть курсы, когда начало занятий, что нужно для поступления, в каких заведениях, где они расположены территориально, какова стоимость, какой документ выдаётся в конце обучения, есть ли рассрочка, какие отзывы.
- принять решение о поступлении и найти или накопить деньги на первую оплату.
- поступить в выбранное учебное заведение
- стараться и учиться
- сдать выпускные экзамены и получить диплом
📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.
- выяснить, есть ли такая возможность: поговорить с руководителем или директором по персоналу, подумать самому, поговорить с коллегами.
- узнать детали проекта или предложить что-то своё
- добиться назначения
- работать по проекту и показать себя с лучшей стороны, пытаясь при этом узнать как можно больше всего нового
📌 Прочитать рекомендуемые специалистами книги.
- составить список из 5 самых рекомендуемых книг по этой области
- читать эти книги целый год
📌 Пройти краткосрочные тренинги.
- узнать максимум информации об имеющихся тренингах (в том числе и на работе): где, какие, что нужно, стоимость, отзывы и т.п.
- выбрать тренинг
- записаться на тренинг
- посетить тренинг
4. А теперь, если вы не указали, когда это нужно или хотелось бы сделать — самое время. Проходимся по списку ещё раз и проставляем «когда нужно или хочется?»
📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.
- апрель: выяснить, какие есть курсы, когда начало занятий, что нужно для поступления, в каких заведениях, где они расположены территориально, какова стоимость, какой документ выдаётся в конце обучения, есть ли рассрочка, какие отзывы.
- май: принять решение о поступлении и найти или накопить деньги на первую оплату.
- сентябрь: поступить в выбранное учебное заведение
- октябрь-июнь: стараться и учиться
- июнь: сдать выпускные экзамены и получить диплом
📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.
- на этой неделе: выяснить, есть ли такая возможность: поговорить с руководителем или директором по персоналу, подумать самому, поговорить с коллегами.
- в течение месяца: узнать детали проекта или предложить что-то своё
- к декабрю: добиться назначения
- до конца проекта: работать по проекту и показать себя с лучшей стороны, пытаясь при этом узнать как можно больше всего нового
5. Следующий шаг: это поиск ресурсов, внешних и внутренних, то есть на кого или на что могу опереться; что или кто может мне помочь в достижении этой цели. Ресурсы — это люди, возможности, ваши свойства характера и т.п. Думаем и указываем это:
📌 Пройти длительный курс в профессиональном учебном заведении.
Ресурсы внутренние: моя целеустремлённость, желание развиваться, давний интерес к этой теме
Ресурсы внешние: есть накопления, могут помочь финансово супруг/родители, в этой идее меня поддерживает мой друг ХХХ
- апрель: выяснить, какие есть курсы, когда начало занятий, что нужно для поступления, в каких заведениях, где они расположены территориально, какова стоимость, какой документ выдаётся в конце обучения, есть ли рассрочка, какие отзывы.
- май: принять решение о поступлении и найти или накопить деньги на первую оплату.
- сентябрь: поступить в выбранное учебное заведение
- октябрь-июнь: стараться и учиться
- июнь: сдать выпускные экзамены и получить диплом
📌 Взять на себя управление каким-то дополнительным проектом или сферой ответственности на работе.
Ресурсы внутренние: моя амбициозность, склонность к экспериментам, желание проявить себя, желание заработать, моя ответственность
Ресурсы внешние: руководитель ко мне хорошо относится, меня поддержит мой коллега YYY, у меня есть знакомые из примерно такого же проекта, если что, обращусь к ним за советом
- на этой неделе: выяснить, есть ли такая возможность: поговорить с руководителем или директором по персоналу, подумать самому, поговорить с коллегами.
- в течение месяца: узнать детали проекта или предложить что-то своё
- к декабрю: добиться назначения
- до конца проекта: работать по проекту и показать себя с лучшей стороны, пытаясь при этом узнать как можно больше всего нового
Как видите, стало вполне выполнимо, если делать по частям. И вполне понятно, что и в какой последовательности надо делать. Кроме того, видно, каким образом можно самого себя замотивировать, если вдруг цель начала «уходить», где искать поддержку и помощь внутри себя и у других людей.
- И последний, самый важный шаг: надо немного подумать над вашими изначальными целями (пункт 1). А что, собственно, произойдёт, когда вы достигнете этих целей?
Почему этот пункт так важен? Потому что чтобы добиваться целей и быть счастливым, нужно следовать своим собственным целям, а не вычитанным в каком-то журнале, или модным в данный момент времени, или внушённым вам увлекающимся, харизматичным и успешным приятелем. Для кого вы собираетесь сделать это? Для себя? Для других? Может быть, чтобы кому-нибудь что-нибудь доказать? Как окружающие заметят, что вы достигли ваших целей? Чувствуете ли вы эмоциональный подъём, когда думаете об этой цели?
Ну так что, по-прежнему хотите её достичь? :)
- Переформулируйте из «Я хочу…» в «Я буду делать … чтобы достичь …». Напишите это прямо сверху вашего плана жирными буквами.
- Что можно сделать прямо сейчас?
- Составьте план на ближайшую неделю — и вперёд.
Поддержать
Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips
Наталья Михайлова
Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.