Ключевые особенности работы психолога — супервизия, интервизия, личная терапия и обучение. Без них психолог будет не очень годным и однобоким специалистом.

TL;DR / Вы прочитаете здесь:

  • Супервизия, интервизия, личная терапия и обучение — разные и не взаимозаменяемые формы профессионального развития психологов и психотерапевтов.
  • Польза от каждой этой формы своя, своеобразная, поэтому они не взаимозаменяемы.
  • Супервизия, обучение и личная терапия — обязательны, интервизия по желанию.
  • Любой может назваться супервизором, но на самом деле к супервизорам есть требования.
  • Супервизором не может быть ваш преподаватель, знакомый коллега, бизнес-партнер или личный терапевт

Супервизия, интервизия, личная терапия и обучение: что это

Супервизия, интервизия, личная терапия и обучение — разные формы развития психологов и психотерапевтов в профессиональном плане.

👉 Супервизор — старший коллега, который проводит супервизию. Супервизант — тот, кто получает супервизию.

Супервизия — индивидуальная или групповая работа с более опытным коллегой, направленная на поддержку и профессиональное развитие психолога. Работа ведётся:

  • над профессиональными навыками супервизанта;
  • трудностями, с которыми он сталкивается в своей работе;
  • зоной ближайшего развития супервизанта как специалиста.

В супервизии широко используются разные методы обучения: тренинг, обсуждение, просмотр видеозаписей сессий, ролевая игра, моделирование, направляемое открытие и пр.

Интервизия — индивидуальная или групповая работа с равными по статусу и опыту коллегами. Даже если по факту они не равны, на интервизии по определению все становятся равными, никто не умнее и не главнее. У интервизии все те же цели, что и у супервизии, только ещё плюсом широко используется обмен опытом и обсуждение по принципу «а вот у меня был случай». На супервизии такого будет гораздо меньше. Методы обучения, как правило, ограничены: обсуждение, заслушивание докладов, изредка ролевая игра. В принципе остальное не запрещено, но очень редко когда на интервизиях, например, просматривают видеозаписи.

Личная терапия — индивидуальная или групповая работа с психологом, психотерапевтом над личными проблемами психолога. Личный терапевт не будет развивать навыки психолога концептуализировать или брать обратную связь у клиентов, не будет помогать разобраться с каким-то сложным клиентом психолога. Личный терапевт займется при необходимости навыками ассертивности в повседневной жизни, терапией тревоги или депрессии психолога.

Обучение — наиболее понятная форма, слушаешь преподавателя, выполняешь задания, сдаёшь экзамен или что там предусмотрено. Обучение по большей части сводится к дидактическим методам и в лучшем случае дополняется ролевой игрой.

Примеры для супервизии, интервизии, личной терапии и обучения

  • Психолог сильно и постоянно беспокоится за своих детей, из-за финансов, здоровья, работы, близких, политической обстановки → на личную терапию;
  • Психолог беспокоится, как политическая и экономическая обстановка повлияет на его частную практику, будут ли клиенты, как поддерживать разговор на определенные темы и т.п. → на супервизию или интервизию;
  • Психолог убежден, что определенные предпочтения клиентов ненормальны и подлежат исправлению → на обучение;
  • Определенный клиент вызывает у психолога неприятные эмоции → на супервизию или интервизию;
  • У психолога проблемы с отношениями в его/её семье → на личную терапию;
  • Психолог столкнулся со случаем, когда вообще не знает, как работает проблема клиента и что ему с этим делать сейчас и в будущем → на обучение и по желанию, на супервизию;
  • Психологу постоянно кажется, что он недостаточно хорош, как специалист, но обсуждать проблему прилюдно психолог точно не хочет → на супервизию;
  • Супервизор сказал «на обучение» → на обучение 😄

Обязательны ли супервизия, интервизия, личная терапия и обучение для психолога

Поскольку в России на сегодняшний день нет законов, регулирующих деятельность психологов, соблазнительно не тратить на супервизию время и деньги. Но это неправильно и непрофессионально.

Супервизия, личная терапия и обучение считаются обязательными для психолога, а интервизия — по желанию. Нельзя ходить на интервизионную группу и игнорировать супервизию, потому что якобы ходишь на группу и обсуждаешь там свои кейсы. Это не взаимозаменяемо.

Сколько часов супервизии необходимо психологу

Необходимое количество часов супервизии зависит требований к конкретному психологу. Требования могут устанавливать профессиональные ассоциации, в которые желает вступить психолог, организации, где он хотел бы работать или обучаться.

Например, для начальной аккредитации в Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов требуется 45 часов супервизии, а далее 1 час супервизии ежемесячно.

❗️Важно проходить супервизию регулярно.

Ассоциация психологов-консультантов и психотерапевтов Великобритании (BACP) считает, что для начинающих и обучающихся психологов необходимо в среднем 1 час супервизии на каждые 8 часов клиентской практики, минимум 1,5 часа ежемесячно.

Для успешного обучения на базовом курсе КПТ в Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, например, требуется пройти 3 часа индивидуальных супервизий.

Неправильно считать групповую супервизию как индивидуальную, особенно, если в группе более 5 человек, поэтому обычно групповая супервизия засчитывается не как «1 час супервизии», а пропорционально делится на кол-во человек в группе.

Как проходит супервизия для психологов

Супервизия в когнитивно-поведенческом подходе похожа на клиентские сессии с небольшими отличиями.

План супервизионной сессии:

  • повестка,
  • работа по повестке,
  • домашнее задание,
  • обратная связь.

Методы супервизии КПТ:

  • направляемое открытие;
  • когнитивная реструктуризация и прочие интервенции при необходимости;
  • обсуждение концептуализаций;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей сессий;
  • обсуждение;
  • домашние задания;
  • ответы на вопросы;
  • тренинг и т.п.

Кто может стать супервизором

Принимая во внимание реальности психологической практики в России, супервизором может называться вообще любой человек с любым опытом и образованием.

По-хорошему, супервизором в когнитивно-поведенческой психотерапии может стать психолог, психиатр или врач-психотерапевт, у которого:

  • высшее психологическое или медицинское образование;
  • дополнительная подготовка по когнитивно-поведенческой психотерапии: длительные программы и более короткие;
  • основной метод работы — когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • дополнительная подготовка по проведению супервизий;
  • выполнены требования профессиональных ассоциаций к уровню профподготовки и опыта;
  • достаточное количество лет клинической практики с достаточным количеством клиентов и разнообразием случаев.

Как выбрать супервизора

Чтобы не создавать двойных отношений, психолог не должен пересекаться с супервизором в каких-либо ещё делах. Например, супервизор не должен быть преподавателем или личным терапевтом этого психолога или личным терапевтом его близких людей. Нельзя вести вместе бизнес-дела и т.п. Это такие же этические требования, как к самому психологу и его клиентам.

Исключение: кроме одного-единственного супервизора в ближайшем доступе больше нет никаких кандидатур.

Но в реальности такую ситуацию трудно себе представить, ведь всегда существует работа онлайн.

Photo by Pawel Czerwinski on Unsplash

Поделиться:

Поддержать

Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips


Наталья Михайлова

Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.

Узнать больше ↗︎