В Интернете много информации о том, с какими темами обращаются к психологу за психологической консультацией. Вот сводный обобщённый список:
- депрессия
- низкая самооценка
- невозможность принять решение
- сложные отношения с близкими в семье
- сложные отношения с работой и коллективом
- всё вроде хорошо, но что-то не так и всё очень плохо
- сложные события в жизни, стрессы
- что угодно другое, что доставляет дискомфорт или снижает качество психологической жизни.
Я хочу рассказать про другое — про уровни запросов. Говоря простым языком, уровни бывают следующие:
Уровень 1 самый простой: «Мне уволиться или не уволиться с этой работы? Плюсы такие-то, минусы — такие-то.»
Уровень 2 средний: «Я ненавижу эту работу, потому что а) б) в). Не знаю, что мне делать дальше.»
Уровень 3 сложный: «Я ненавижу себя за эту слабость, что я до сих пор занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Точка.»
Соответственно, на первом уровне проблема представлена в реалистичном ключе, возможные пути развития проблемы и последствий скорее известны, чем не известны, когнитивная карта происходящего имеется. Есть некоторые «скрытые» от внутреннего видения обстоятельства, которые как затмение, закрывают решение и не дают возможности двигаться дальше. Аллегорично, проблема представляется клиенту как перекрёсток или как развилка, всё вроде бы на километр вперёд видно, да и GPS-навигатор есть, если что, но всё равно как-то то ли страшно, то ли интуиция что-то подсказывает.
На среднем уровне проблема клиенту известна, скорее понятна, но неясны дальнейшие пути и последствия, возможные выгоды и издержки. Проблема представляется дорогой, которая зашла в тупик с кирпичной стеной прямо перед глазами. Назад идти как-то не комильфо, обойти вроде бы невозможно, но что-то делать нужно. А внутреннее правило клиента говорит ему что-нибудь вроде «Ты всегда должен идти вперёд и ни шагу назад, так поступают только слабаки!»
На сложном уровне клиент затрудняется чётко сформулировать проблему (и свой запрос психологу). Он чувствует, что он не только зашёл в тупик, но и не понимает, в каком городе он вообще находится. Внутренний голос твердит клиенту «Ты заблудился, потому что ты слаб и ничтожен. Ты никогда в этом не разберёшься.» В терапии, в этом случае, сначала нужно выяснить не только в каком мы городе, но иной раз даже — на какой планете. Да ещё может оказаться, что вопрос вообще не в этом, а в том, к примеру, как на этой планете принято — ходить или летать.
Чем сложнее уровень запроса, тем дольше длится терапия. На каждый год существования симптома нужен месяц терапии, есть такая полу-шутка, полу-правда. Не всегда применяемые в терапии методы подходят данному конкретному клиенту. Или же проблема клиента лежит вне компетенции психотерапии и психотерапевта в частности (например, врождённые поражения или приобретённые заболевания головного мозга, которые могут давать определённые психологические особенности). В этой ситуации профессиональный терапевт не пытается объять необъятное, а направляет клиента к специалисту, который может ему помочь.
Когда ко мне обращается клиент за консультацией, обычно в течение первой же психологической встречи, клиент получает понимание, что ему делать дальше, независимо от того, с какого уровня проблемой он обратился. Если клиент желает прорабатывать проблему глубоко (честно говоря, в этом есть смысл), то мы начинаем психотерапевтический курс. Я предлагаю несколько возможных форм психологической помощи: очные встречи, групповая психотерапия или по скайпу. Если клиент желает просто получить ответ на свои вопросы «что это», «почему так происходит», «какие причины», «что мне делать дальше», «что потом» — он их получит в течение первой встречи, а дальше будет решить, хочет он проходить когнитивно-поведенческую психотерапию или нет.
Поддержать
Чтобы вы по-прежнему читали хорошие тексты
По QR-коду или по ссылке CloudTips
Наталья Михайлова
Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Автор блога о психологии. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно.