Планирование занятий — стандартная техника в когнитивно-поведенческой психотерапии депрессий. Если используется протокол поведенческой активации, то планирование занятий — это чуть ли не самое главное, что нужно сделать.

Обычный способ планирования занятий

Сначала нужно объяснить клиенту, зачем нужно планировать занятия.

👉 При депрессии из-за пониженного настроения снижается активность человека, что, в свою очередь, снижает количество приятных впечатлений, и в конечном итоге получается, что всё очень-очень уныло и грустно. Круг замыкается, самочувствие ухудшается еще больше.

В идеале объяснение нужно построить на вопросах клиенту таким образом, чтобы он сам пришел к выводу, что нужна запланированная активность (см. сократовский диалог и направляемое открытие).

Сделайте таблицу по типу ежедневника, с пустыми ячейками на каждый час. Вместе с клиентом распланируйте и запишите один или два дня так, чтобы не было ни одного свободного часа «ни на что».

Подчеркните, что так нужно будет делать накануне каждого дня.

Обязательно включите важные, но часто игнорируемые в таких планах занятия, например, полчаса или час на гигиенические процедуры с утра и вечером, прогулки, питание и т.п. Стараемся, чтобы клиент принимал как можно более активное участие в составлении плана.

На следующей встрече выяснится, что клиент в лучшем случае сделал план только один раз и следовал ему только полдня. Тут начинается психотерапия: за и против, прояснение препятствий, мотивация, работа с убеждениями и пр.

👉 Уровень активности можно оценить до и после изменений с помощью шкалы поведенческой активации.

💡 Некоторые люди при депрессии, наоборот, нагружают себя невероятно большим количеством дел, и когда ты им говоришь «Давайте посмотрим, как распланировать ваш день», они обычно восклицают: «Да куда еще! И так все посекундно расписано, никаких сил нет!» Для таким случаев переходите сразу к Улучшенному планированию занятий (ниже).

Улучшенное планирование занятий

Я подглядела этот вариант у C.Padeski, и он мне очень нравится, потому что повеселее и подходит тем, кто нагружает себя делами.

Обоснование такое же, как и для обычного способа планирования занятий.

Есть три типа активностей:

  • приятные дела;
  • дела, которые нужно делать;
  • дела, связанные с преодолением избегания;

Чтобы чувствовать себя хорошо, нужно, чтобы эти типы дел были в балансе. Если будет «перекос» в тот или иной тип активностей, настроение будет не очень хорошее.

Рисуем таблицу с тремя столбцами и просим клиента заполнить на примере одного-двух его типичных дней, какие дела делает он.

планирование занятий поведенческая активация депрессия активности
  • если в глаза бросается перекос в сторону одного типа дел — выдаем домашнее задание пробовать новые типы дел, например 2 дела из приятных и 2 дела из тех, что нужны, каждый день.
  • если таблица почти пустая — просим заполнить по 5-6 разных дел каждого типа и выбирать каждый день «методом тыка», но сбалансированно.
  • если в таблице так много всего перечислено, что даже на страницу не влезает, поднимаем вопрос о реалистичности требований к себе.

Очень советую всем коллегам попробовать эту таблицу на себе, чтобы понять, как именно она может быть полезна клиентам.

👉🔗 Рецензия на книгу «Депрессия отменяется»

Улучшение top-level

Есть еще одно улучшение, с ним будет совсем отлично: связываем активности клиента с его ценностями. Все подробности, как это делать, опубликовано 👉 в Телеграм-канале “Обсессия&Инсайт”.

Решение проблем

Обязательно в конце спрашиваем, что может помешать выполнить домашнее задание (как убедиться, что клиент выполнит ДЗ). Если клиент упоминает какое-либо препятствие, не предлагаем решений, это никак не поможет. Предлагаем сразу же подумать вслух, как он хотел бы справиться с этим препятствием 😂

Photo by Hal Gatewood on Unsplash

Поделиться: