При обучении когнитивно-поведенческой психотерапии можно столкнуться с упоминанием двух разных ABC анализов. А ещё есть СМЭР 😄 По неопытности возникают сомнения, путаница и непонимание, как их использовать.

👉 Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия

На самом деле оба ABC анализа занимают достойное место в психотерапевтическом процессе, оба можно и нужно использовать. Оба анализа очень эффективны для психотерапии и непосредственной демонстрации клиенту, только фокус немного на разных вещах.

Два разных ABC анализа:

  • Классический ABC анализ, где под аббревиатурой подразумевается ситуация, мысль и поведение. Клиенты заполняют такой дневник. Второе название этого ABC анализа, прижившееся в русском языке — СМЭР (ситуация, мысль, эмоция, реакция). Это всё одно и то же. Подробнее о классическом ABC анализе →
  • Функциональный ABC анализ, где под аббревиатурой подразумеваются предшествующие события, поведение и последствия этого поведения. Эта работа скорее всего производится во время сессии.

📌 Классический ABC анализ — способ исследования мышления и его связи с поведением и ситуациями.

📌 Функциональный анализ — способ понять цели и смысл конкретного поведения, а также его триггеры и последствия.

В чем польза от применения ABC анализов

Использование ABC-анализа может помочь клиент получить бóльший контроль над своими эмоциями и поведением:

  • идентифицировать триггеры и уменьшить их или видоизменить;
  • найти варианты по изменению поведения;
  • повысить эффективность психотерапии в целом, потому что клиенты лучше понимают взаимосвязь своих эмоций и поведения;
  • дать ощущения контроля над своими реакциями, эмоциями и поведением, что, в свою очередь снижает чувства беспомощности и безвыходности.

Сравнительная таблица двух видом ABC анализа

Для наглядного понимания разницы в применении этих двух видов анализов в когнитивно-поведенческой психотерапии, составила таблицу.

Классический ABC-анализФункциональный ABC-анализ
Как расшифровываетсяABC — первые три буквы английского алфавита, “начало всего”. Имеется в виду Ситуация // Мысль // Реакция.Antecendents // Behaviour // Consequences или Предшествующие события // Поведение // Последующие события
Когда делать Всегда, в любой непонятной ситуации начинай собирать ABC, он же СМЭР
Когда необходимо найти или осознать триггеры поведения и его последствия, а также смысл (функцию) поведения 
Кто и где проводитТерапевт с клиентом вместе на сессии, как образецТерапевт с клиентом вместе на сессии
Как часто делатьПостоянно, регулярноПри необходимости
Можно ли дать как домашнее заданиеОбязательноВозможно, при необходимости
Предполагаемый результатКлиент понимает связь между ситуациями, своим мышлением и своими реакциями. Клиент умеет замечать автоматические мысли и работать с ними самостоятельно. Клиент и терапевт понимают, как устроено поведение клиента в конкретных ситуациях: что вызывает поведение, что его подкрепляет, какой смысл это поведение имеет для пациента, для чего он его делает. Становится понятно, как можно изменить поведение при необходимости.

О чем ещё спрашивают:

Что показывает ABC-анализ?

ABC-анализ в классической когнитивно-поведенческой психотерапии показывает связь между мышлением, поведением и эмоциями в разных ситуациях. ABC-анализ помогает научиться реагировать в трудных ситуациях более подходящим образом.

В чем сущность ABC-анализа?

ABC-анализ — базовая техника классической когнитивно-поведенческой психотерапии, которая раскрывает взаимную связь и взаимное влияние между мыслями, эмоциями и поведением. ABC-анализ используется как домашнее задание или выполняется во время психотерапевтической сессии.

Как правильно делать ABC-анализ?

Классический ABC-анализ подразумевает несколько этапов: разъяснение, как это работает и почему стоит попробовать ABC-анализ; пробный анализ одной ситуации вместе с психотерапевтом на сессии; ведение дневника ABC-анализа в течение как минимум недели; обсуждение результатов и наблюдений с психотерапевтом.

Photo by CHUTTERSNAP on Unsplash

Поделиться: